В Мемориальном комплексе «Яд ва-Шем» состоялась Международная конференция бывших узников нацизма, посвященная 75-летию освобождения Транснистрии частями Красной армии от немецких нацистов и их румынских союзников, инициированная и проведенная Всеизраильской Ассоциацией «Уцелевшие в концлагерях и гетто».
В ходе боевых действий Красной армии, в марте - апреле 1944 года была освобождена Транснистрия – южная часть Украины, пролегающая между Днестром и Бугом (часть Винницкой, Одессой и Николаевской областей Украины, а также левобережная часть Молдавии), территория примерно 40 тысяч квадратных километров. Это важное обстоятельство позволило спасти от неминуемой гибели тысячи евреев. До этого события, на территории оккупированной Транснистрии с 1941-по 1944 года погибли около 230 000 евреев.
Конференция началась в Шатре Памяти. Председатель Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто» Гита Койфман открыла церемонию. Факел у Вечного огня зажгли гость конференции – историк Холокоста, бывший узник Шаргородского гетто, доктор Борис Забарко и Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Израиле Геннадий Надоленко. После зажигания Вечного огня венок на камень, под которым хранится пепел уничтоженных евреев, возложили заместитель главы дипломатической миссии Германии в Израиле Георг Энцвайлер и чудом уцелевший узник из гетто Великая Косница (Транснистрия) Александр Ялонецкий.
 Молитвы «Объединение» и кадиш по погибшим,  прочли бывшие узники гетто Гита Койфман и Ефим Горин, а затем,  пронзительно-щемяще «Эль Мале Рахамим» прозвучала в исполнении молодого хазана  Шмуэля Берлада.
      После окончания церемонии поминовения, участники конференции перешли в  «Аудиториум», в фойе которого была развернута созданная силами Кармиэльского  отделения Ассоциации экспозиция, посвященная тем далеким, трагическим событиям.  Вступительным словом, конференцию открыла председатель   Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в  концлагерях и гетто» Гита Койфман. Затем зазвучала... скрипка. Ученица  консерватории Анна Авитбуль исполнила известнуцю мелодию  Джона Вилиамса из кинофильма "Список  Шиндлера", в фортепианном   сопровождении Рины Шехтер.
Воспоминания, цифры и факты, тревога за будущее – основные аспекты выступлений гостей конференции - Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Израиле Геннадия Надоленко, заместителя главы дипломатической миссии Германии в Израиле Георга Энцвайлера и председателя Центрального объединения узников Холокоста в Израиле Колетт Авиталь. Отметим, если первые два выступления прозвучали на английском языке, то третье – на иврите. Их выступления были озвучены Гитой Койфман.
      В своем выступлении, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Израиле Геннадий  Надоленко отметил, что в этот день с глубокой скорбью вспоминаются трагические  события на оккупированных территориях Украины и Молдовы 1941-1944 годов, а в  годы Второй мировой войны - Транснистрии, где немецкие нацисты и румынские  фашисты уничтожили сотни тысяч евреев. «Два года и семь месяцев оккупации – это  гибель более 200 тысяч евреев, и данные нельзя считать окончательными, со  временем открывается все больше новых фактов Катастрофы. После оккупации  Бессарабии и Северной Буковины в течение нескольких месяцев были уничтожены  десятки тысяч евреев. Оставшихся в живых, вывезли в Транснистрию, покрывшуюся  густой сетью концлагерей и гетто.
      Из 150 тыс. депортированных в Транснистрию  евреев, погибло 90 тысяч. Также убито около 185 тыс. местных украинских евреев...».  Таковы жестокие факты, приведенные Г. Надоленко. Не менее важна и вторая часть  его краткого выступления. Она – об Уроках Истории, о коллетивной исторической  памяти, крови и слезах, несмотря на то, что сегодня территориальная единица -  Транснистрия бесследно исчезла с карты: «Трагические события прошлого требуют  от нас хранить память о невинных жертвах, воспитывать новые поколения на  принципах уважения к человеческому достоинству и толерантности, а также  укреплять усилия международного сообщества во избежание повторения Катастрофы...».  С чувством благодарности говорил Г. Надоленко о благородных мужественных  спасителях, обреченных на гибель евреев: « Мы всегда будем помнить отвагу и  преданность "Праведников народов мира", которые были готовы  пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти евреев от нацистов. Сегодня, я хочу  склонить голову в память о каждой жертве нацистского режима, в память о  миллионах невинных евреев, погибших в ужасные годы Холокоста...»
Ярким было и выступление заместителя главы дипмиссии Германии в Израиле Георга Энцвайлера. В его словах мы слышим слова покаяния и – нескрываемую тревогу за будущее его страны: «ШОА» - самая темная глава немецкой истории. Шесть миллионов евреев погибли от рук нацистов. Многие немцы активно способствовали ужасу, и еще больше немцев закрывали глаза или смотрели в другую сторону. Невероятные зверства, произошли в Восточной Европе, оккупированной нацистской Германией. Большая часть европейского еврейства когда-то жила в странах Восточной Европы. Десятки, сотни тысяч семей, родителей и детей исчезли в этом ужасе. Пострадала культура восточноевропейских еврейских общин стран бывшего СССР. Тем, не менее, вы, выжившие, пригласили меня сегодня. За это, я хочу выразить свою искреннюю благодарность. Это - великий акт щедрости.
Аушвиц (Освенцим) был освобожден 74 года назад. Однако ШОА не является и не должна быть просто уроком прошлого. Это всегда будет основой особой ответственности немецкого народа за то, чтобы помнить, бороться со всеми формами антисемитизма и расизма, решительно выступать за соблюдение прав человека. Эта ответственность - не имеет срока годности; это так же актуально, как и всегда. Антисемитизм - остается серьезной проблемой в Германии и Европе. В декабре 2018 года Европейское агентств по основным правам опубликовало исследование, в котором опрашивают евреев в Европе об их опыте и восприятии антисемитизма. 89% респондентов убеждены, что антисемитизм вырос за последние 5 лет; 85% считают борьбу с антисемитизмом самой большой проблемой в соответствующей стране.
Еврейская община Германии не скрывает беспокойства и считает, что синагоги и еврейские школы в Германии должны быть защищены полицией, поскольку преступления на почве ненависти, все еще происходят. Неспокойно и в соседней Франции: недавно еврейское кладбище во Франции было осквернено; свастики были нарисованы на 80 могилах. В 2018 году, в Берлине молодой человек в кипе был оскорблен и подвергся физическому нападению. Все это, нельзя терпеть.
Учитывая, эти постыдные факты, борьба с антисемитизмом является основной задачей в моей стране. Поэтому федеральное правительство Германии, назначило д-ра Феликса Кляйна уполномоченным федерального правительства по вопросам еврейской жизни в Германии и борьбе с антисемитизмом. Его задача - еще больше повысить информированность гражданского общества Германии о всех формах антисемитизма, разработать новые стратегии борьбы с ним и еще больше укрепить нашу культуру памяти.
Память о ШОА, является ключевым компонентом наших усилий по борьбе с антисемитизмом и имеет различные аспекты. Одним, из самых важных является постоянный обмен с вами, выжившими. Время - безжалостно. Количество выживших и прямых свидетелей ШОА уменьшается. Поэтому, я считаю своим общим долгом передавать ваши жизненные истории следующим поколениям, делать все, что в наших силах, чтобы история никогда больше не повторилась. Для меня большая честь быть здесь сегодня с вами, и я благодарю вас за приглашение...»
 Председатель Центрального объединения узников Холокоста в Израиле, в  прошлом, дипломат, политик и общественный деятель Колетт Авиталь (кстати, уроженка  Бухареста 1940 г.), начала свое выступление с цитатой из воспоминаний бывшего  узника Аушвица и Бухенвальда, лауреата Нобелевской премии, писателя и философа  Эли Визеля, посвятившего свою жизнь до последнего часа памяти и чувствам «тех  из нас, кто находится сегодня здесь». Колетт Авиталь назвала Транснистрию под  властью немцев и румын «ловушкой голода, болезней, принудительного труда   и смерти» – разумеется, для евреев...
      «Сегодня мы, выжившие, помним прошлое, и воздаем должное братьям и  сестрам - жертвам нацизма. Мы стремимся сохранить память о более, чем двух с  половиной миллионах евреев на территориях бывшего Советского Союза, к которым  позже присоединились и сотни тысяч депортированных, судьба которых была решена  в тот день, когда нацистская Германия оккупировала территорию Транснистрии в  сентябре 1941 года (там проживало около 300 000 евреев). Много написано о  решении Гитлера стереть еврейскую расу с лица земли, уничтожить еврейскую культуру,  но стоит упомянуть здесь и идеологию. 3 марта 1941г. он сказал: "Предстоящая  война - это больше, чем война между двумя армиями, это война между двумя противоположными  мировоззрениями, и для того, чтобы положить конец войне, большевистская  еврейская интеллигенция, должна быть устранена".
Колетт Авиталь (уже в который раз!) поднимает важнейшую проблему исторической памяти для грядущих поколений: «Мы - здесь сегодня, как свидетели памяти. Наше поколение уходит, через несколько лет среди нас не будет тех, кто может сказать: «Я был ТАМ». Мы вправе спросить, каким будет наследие прошлого века? Как они будут помнить её мальчиков и девочек через 50 лет, через 100 лет? Будет ли это еще одна страница в Книге Истории, когда скажут: «Вот еще одна война» ... Или же мы передадим следующим поколениям уроки из величайшей человеческой трагедии? В еврейской традиции память является ценностью. В праздник Песах Агада передает нам мораль: «Каждый человек должен видеть себя, будто он покинул Египет». Память о Холокосте бросает нам вызов: память не только об уничтожении, воплощении человеческого Зла, но также о Героизме и Сопротивлении, и, особенно, о Возрождении.
Из лагерей смерти, маршей смерти, мы нашли физические и умственные силы, чтобы подняться, реабилитироваться и восстановить жизнь.
Наш долг сделать все возможное, чтобы такая человеческая трагедия больше никогда не повторилась. В 2003 году здесь, в «Яд Вашем», прошла Международная конференция людей, переживших Холокост, где выжившие ШОА, опубликовали Манифест, и я хочу процитировать его: "Сегодня, мы пережившие Холокост, чья память запечатлена в нашей плоти, берём на себя миссию напоминать будущим поколениям, о том, что память должна рождаться с моральным действием и преданностью". Узники ШОА, Вы перенесли неописуемые страдания, вы, те, кто здесь сегодня в стране, возникший на прахе Холокоста, непременно передадите это Послание будущим поколениям. Помните, что мы можем создать лучший мир...»
А в перерывах между выступлениями юные музыканты из Консерватории Натан Ласт, (фортепиано, Лунная соната Бетховена третья часть) Софи Овчинников и Анат Вайнштейн Лерер (свирель, Самартини: соната фа-мажор первая часть), в сопровождении Рины Шехтер исполняли музыкальные произведения, за что им отдельные слова благодарности.
***
«Холокост в Транснистрия» - тема доклада исследователя отдела праведников мира (Яд Вашем) Кати Гусаровой. Перед присутствующими вновь предстали трагические годы оккупации южной части Украины, пролегающей между Днестром и Бугом (40 тысяч квадратных километров), захваченной объединенными силами Вермахта и Румынской армии летом 1941 г.
Транснистрия (часть Винницкой, Одессой и Николаевской областей Украины, а также левобережная часть Молдавии) была предложена Румынии в качестве компенсации за территории, отошедшие к Венгрии (Трансильвания) и Болгарии (Южная Добруджа) в 1940 году. 18 августа 1941 г. румыны и немцы подписали договор в Tighina, который обозначил эту территорию как Транснистрия. Были установлены правила кооперации между нацистской Германией и Румынией по отношении к этим землям. Транснистрия не была аннексирована Румынией, поэтому румынские законы не распространялись на ее территорию. Транснистрия как административная единица существовала без малого три года. О расформировании Транснистрии Румыния объявила в марте 1944 г, когда советские войска уже освободили эту территорию.
 Согласно переписи населения,  проведенной в СССР в 1926 году, на территории, о который мы ведем речь,  проживало 1 миллион сто тысяч украинцев, около 700.000 русских, 300.000 евреев,  290.000 румын, 125.000 этнических немцев. Среди других меньшинств были армяне,  цыгане, болгары, литовцы и греки.
      Самый большой и важный город этой  части Украины – Одесса. Согласно переписи 1926 г. в Одессе проживало 600.000  ч-к, среди них 180.000 евреев. Таким образом, более половины евреев  Транснистрии проживало в Одессе.
      Важный еврейский город -  Могилев-Подольский, с населением 18.000, из которых 9.622 были евреи. На  остальной территории Транснистрии евреи жили в небольших городах и местечках,  занимаясь сельским хозяйством.
 Политика премьер министра Румынии  Иона Антонеску и его правительства в Транснистрии заключалась в тотальной  эксплуатации ее ресурсов, включая максимальное использование рабочей силы,  немалую часть которой составляли евреи. 
      Политика по отношению к евреям в  начале оккупации отражала нацистскую политику на территориях оккупированного  СССР. Однако, начиная с 1942 года, в связи с событиями на восточном фронте,  румыны постепенно начинают заменять депортации и массовые убийства евреев на  использование их в качестве рабов.
Судьбы евреев Транснистрии разделены на два переплетенных между собой повествования: судьба местных евреев и судьба 125.000 депортированных из Буковины и Бессарабии, основную массу которых выгнали из родных мест в период с начала июля 1941 по январь 1942 года. Позднее, в течение лета 1942 г. в Транснистрию прибыло несколько последних партий депортированных из Черновиц и Дорохого.
Большинство украинских евреев были уничтожены айнзацгруппами в первые месяцы войны. Из 300.000 только 80.000 удалось выехать из мест постоянного проживания до прихода немцев и румын. Часть из этих 80.000 погибла при попытке эвакуироваться, еще часть разделила судьбу евреев, оказавшихся в Одессе в октябре 1941.
 Бессарабские евреи в самом начале  оккупации испытали на себе погромы, совершаемые совместно румынскими военными и  айнзацгруппой Д. Те, кому удалось пережить эти погромы, были депортировали в  Транснистрию. Многие из них знали украинский и русский языки, так как до 1918  года Бессарабия находилась в составе Российской империи, а в 1940 г. была  аннексирована СССР. Умение общаться с местным населением Украины стало для них  преимуществом, когда они оказались в чужой стране.
      Евреи Буковины, которая входила в  состав Австро-Венгерской империи после первой мировой войны, говорили  по-немецки (что тоже было важной составляющей их выживания). Разница между  жителями северной Буковины и Южной в том, что евреи северной Буковины, половина  из которых проживала в Черновцах, в июне 1940 г. оказались под властью СССР. Евреев  южной Буковины не коснулась первая волна зверств, начавшаяся уже 22 июня 1941 года.
Украинских евреев, проживавших на территории Транснистрии на начало немецко-румынской оккупации, было приблизительно 300.000. Эвакуироваться удалось примерно 80.000. Большинство из оставшихся в оккупации были уничтожены айнзацгруппами в первые месяцы войны. К лету 1942 г. на территории Транснистрии в живых оставалось не более 15.000 украинских евреев. 1 сентября 1941 года румыны провели перепись населения на территориях, захваченных у СССР, согласно которой на них находилось 166.434 евреев. Эта цифра не включает тех, кого депортировали из Бессарабии и Буковины с октября 1941 по январь 1942 гг. после волны убийств, а также жителей Одессы, захваченной немцами и румынами 16 октября этого года.
На территории Транснистрии находилось более 150 лагерей и гетто, в которые депортировали Буковинских и Бессарабских евреев. Некоторые из депортированных попали и в лагеря в немецкой оккупационной зоне. Из-за высокой смертности узников в первый год их существования, лагеря и гетто оставались небольшими.
 Только на территории  Могилев-Подольской области были созданы 53 гетто и один лагерь. В 5 из них было  более 1000 узников (в самом большом из них, в Шаргороде, находилось 2.971  заключенных).
      В самом Могилев-Подольске в сентябре  1943-го жило более 13.000 депортированных. Могилевское гетто считалось среди  евреев наиболее безопасным местом, и многие пытались перебраться туда из других  гетто. 
 Все депортированные в возрасте от 16  до 60 лет должны были работать, без какого-либо вознаграждения. Многие, не  выдерживали, погибали от непосильного труда и голода.
      Политика румын по отношению к евреям  отличалась в Транснистрии высоким уровнем коррупции, эксплуатации труда узников  и ресурсов в личных целях. Заключенные в  гетто и лагеря, чтобы выжить, люди искали  лазейки, возникавшие в результате административной коррупции. 
У местных евреев, в отличие от депортированных, было преимущество понимания языков и реалий. Они хорошо ориентировались на местности. Услуги людей, имевшим ремесленные специальности (портные, сапожники, шорники, бондари), всегда были востребованны. Местное население часто готово было принять и прятать специалистов, а иногда и его семью, за услуги.
 Отношения местных жителей к евреям,  тоже менялось в соответствии с положением на фронтах. 
      Сведения о том, что происходит с  евреями на территории, оккупированной Германией, о массовом уничтожении,  проникали в Транснистрию через местное население, иногда через румынских и  венгерских солдат, и конечно, от бежавших с Украины евреев. 
      
      ***
      
      «История и проблемы Холокоста в  Украине» - такой была тема выступления председателя  Всеукраинской организации бывших узников  нацизма, доктора Бориса Забарко. Известный писатель, публицист, общественный  деятель подробно остановился на проблемах сохранения памяти о Холокоте. Он  особо подчеркнул тот факт, что сегодня ветры исторических перемен требуют  прилагать  максимум усилий, чтобы память  жертв нацизма и героев борьбы с ним не была предана забвению. Необходимо  уважать выживших в годы Холокоста, прошедших через все ужасы гетто и  концлагерей, были обречены на гибель, но сопротивлялись, боролись за свое  существование, сохранили человеческий облик и победили смерть.
 Опубликованные Борисом Забарком  фундаментальные сборники свидетельств и воспоминаний «Живыми остались только  мы: свидетельства и документы».- (Киев 2000), «Nur wir haben überlebt. Holocaust in der Ukraine. Zeugnisse und Documentе», (Köln,2004), «Holocaust in the Ukraine. – (London, 2005), трехтомник «Жизнь и смерть в эпоху  Холокоста: Свидетельства и документы». – (Киев, 2006-2008), двухтомник «Мы  хотели жить» – (Киев, 2013-2014) и другие печатные издания – ответ всем тем,  кто пытается спорить с историей, отрицая или преуменьшая трагедию Катастрофы. Эти  книги - удар по тем, которые делали и делают всё, чтобы стереть с лица земли  еврейский народ, и саму память о нём.
      По мере того, как уходит из жизни  поколение людей, переживших Холокост  и  их освободителей, необходимо продолжить эстафету памяти, которая порождает  действие и служит средством просвещения будущих поколений.
 Борис Забарко уверен, что память,  должна объединять нас, живущих на этой земле. А для этого, она должна быть  свободна от всяческих умолчаний и фальсификаций. Мы обязаны, не просто помнить  о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут  межнациональная рознь, расовая нетерпимость, антисемитизм и пренебрежение к  человеческому достоинству. Холокост принес нам горький урок, того, что  антисемитизм и фашизм – это одно и то же явление, и ростки его надо уничтожать  на корню. Это обязательство, не только перед еврейским народом, но и перед  всеми другими, кому угрожает или может угрожать судьба Катастрофы Европейского  еврейства. Потому что, как, и это показал Холокост, хотя евреи могут быть  первыми жертвами антисемитской ненависти, они редко оказываются последними  жертвами.
      Во имя будущего мы обязаны помнить о  Холокосте! 
     
     
     
     
     
     
     
